гобой д'амур


Одна из наиболее прославленных разновидностей обыкновенного гобоя известна под именем гобоя д'амур или гобоя меццо-сопрано в La. Он немного больше обыкновенного гобоя и благодаря несколько закруглённому раструбу, известному под общим определением Liebesfuss'a, звучит значительно мягче и глуше. Особенно большим распространением гобой д'амур пользовался во времена Баха, но к середине XVIII столетия исчез совершенно и возродился лишь к концу XIX века, когда возникло стремление в точности восстановить оркестровое звучание баховских творений.

Самые высокие ступени звукоряда — фа, фа-диез, соль, соль-диез и ля третьей октавы по письму удаются гобою д'амур не очень хорошо. Они звучат тщедушно и недостаточно выразительно, и ничего особенно ценного в звучание инструмента не вносят. Напротив, весь звукоряд гобоя д'амур, заключённый в объёме двух низких октав, до do третьей октавы по письму, звучит необыкновенно красиво и выразительно. Именно этим объёмом инструмента чаще всего пользовался Бах, когда доверял гобою д'амур наиболее вдохновенные страницы своих кантат и ораторий.

Ноты для гобоя д'амур сейчас пишутся обычным для «траспонирующих инструментов» способом единообразного письма — то-есть в скрипичном ключе или ключе Sol на второй линейке с последующим транспонированием написанного на малую терцию вниз. Бах, как известно, пользовался различными способами. Иногда он излагал гобой д'амур в действительном звучании и в старо-французском ключе Sol на первой линейке или в сопрановом ключе — ключе Do на той-же первой линейке. Иной раз, напротив, он пользовался принятым теперь способом нотации — малой терцией выше действительного звучания. Впрочем, всё это чрезвычайно просто установить по партитуре, и различный способ письма современного читателя уже не смущает.

Самое ценное, что есть у гобоя д'амур, это его звучность — очень изысканная, немного изнеженная, даже чуть женственная, но всегда глубоко проникновенная и выразительная. Удивительно поэтому, что современные композиторы чрезвычайно равнодушно относятся к гобою д'амур и как-бы не замечают его поразительных качеств, которыми они могли-бы с успехом воспользоваться в оркестре. Не исключено в этом случае и некоторое противодействие самих исполнителей, не располагающих ни соответствующими инструментами, ни большим стремлением посвящать свой досуг упражнениям на гобое д'амур, трость которого несколько больше трости гобоя. Тем не менее, некоторые композиторы решались вводить гобой д'амур в оркестр, посвящая ему достаточно выразительные solo. Современный гобой д'амур снабжён всеми усовершенствованиями, принятыми на обыкновенном гобое, и в этом «обновлённом виде» должен быть признан вполне совершенным инструментом. Он обладает теперь обычным для гобоя объёмом и, будучи настроенным в La, звучит малой терцией ниже написанного. Весь звукоряд гобоя д'амур делится на регистры, располагающие качествами, свойственными простому гобою.


[на предыдущую страницу]