бассэт-хорн или альтовый кларнет


В сущности говоря, оба эти инструмента - и альтовый кларнет, и бассэт-хорн, - представляют собою две разновидности одного и того же инструмента, причём это различие касается лишь нескольких дополнительных ступеней внизу и основных строев инструмента. В своём внешнем виде альтовый кларнет и бассэт-хорн значительно отличаются от обыкновенного кларнета и ближе походят на современный бас-кларнет. Они только соответственно меньше его, и в полном согласии с этим та часть инструмента, которая соединяет основную трубку с мундштуком для удобства исполнителя, загнута назад и известна под странным названием «груши», а металлический раструб, напротив, наподобие старинных курительных трубок, выгнут вперёд. Чтобы удержать инструмент на нужном уровне высоты, он снабжён иглой, которая только несколько длиннее таковой же бас-кларнета. Расположение дырочек и клапанов и, следовательно, устройство всего «пальцевого механизма» вполне тождественно бас-кларнету, что даёт любому кларнетисту возможность пользоваться бассэт-хорном вполне свободно. Ему достаточно только в течение какого-нибудь дня освоиться с несколько увеличенным размером инструмента и привыкнуть к тем дополнительным клапанам, которые отличают его от обыкновенного кларнета.

Собственно альт-кларнет в Ми-бемоль в оркестре не употребляется. Он под именем Tenor clarionet'a получил наибольшее распространение в военных оркестрах Англии и в европейских странах почти неизвестен. Его объём по письму вполне совпадает с объёмом обыкновенного кларнета и звучит, подобно альт-саксофону, большой секстой ниже написанного. Самые крайние ступени вверху звучат скверно и потому отсутствуют. Вот его обычный объём со всеми диатоническими и хроматическими промежутками - от ми малой октавы до до третьей по письму или от соль большой до ми-бемоль второй - в действительном звучании.

Теперь несколько слов о разновидностях. Ссылку на существование альтового кларнета в Fa должно признать не совсем точной, хотя и вполне вероятной для Франции, где упорно стремились изгнать не только все немецкие наименования, но и устранить даже сходство с тем или иным инструментом. По этой причине там известен «французский» альтовый кларнет в Fa, .вернее- подлинный бассэт-хорн, с усечённым внизу объёмом. Французские учёные указывают именно эту разновидность альт-кларнета и определяют его объём неполными тремя октавами - от ля большой октавы до фа второй в действительном звучании.

Подлинный, «классический», так называемый «немецкий» бассэт-хорн располагает современным для бас-кларнета объёмом и простирается от до малой октавы до соль третьей по письму. Он звучит чистой квинтой ниже написанного и в своей окраске оказывается несколько грубее альтового кларнета в Ми-бемоль. В новейшее время, его стали строить также и в Ми-бемоль с тем, чтобы обогатить его звучность двумя лишними ступенями внизу и облегчить его применение в духовых оркестрах, куда его с большой охотой начали вводить взамен мало пригодного там бас-кларнета.

Моцарт, в последние годы своей жизни очень полюбивший бассэт-хорн, пишет низкие ноты для него в ключе Fa октавой ниже с последующим транспонированием на чистую кварту вверх. В настоящее время этот устаревший способ письма уже оставлен.

В техническом отношении бассэт-хорн должно признать вполне совершенным инструментом, но подобно английскому рожку, он больше любит петь, чем двигаться. Занимая промежуточное положение между обыкновенным кларнетом и бас-кларнетом, бассэт-хорн менее суров и драматичен, чем бас-кларнет, и более певуч и задушевен, чем обыкновенный кларнет в низких границах своего звукоряда. В противоположность сказанному, звуки высшего регистра лишены блеска и выразительности clairon кларнета, и потому ими вообще не следует пользоваться. Они производят невыгодное для инструмента впечатление. Тем не менее, бассэт-хорн с большой охотой выполняет подвижные рисунки - гаммы, arpeggio, tremolo и любые иные построения,- лишь бы они не очень удалялись от излюбленных им тональностей с незначительным числом знаков при ключе.


[на предыдущую страницу]