басовая флейта


По свидетельству Шарля-Мари Видора, на Парижской выставке 1900 года была представлена басовая флейта, настроенная октавой ниже обыкновенной, но, к сожалению, мало способная к воспроизведению самых низких звуков. О каком инструменте идёт речь — сейчас установить невозможно, но подлинная басовая флейта, построенная миланским флейтистом Абэльардо Альбизи (1872—1937) в 1910 году, представляла собою довольно остроумно устроенный инструмент. Головка этой флейты, насаженная на «корпус» инструмента в виде верхней перекладины буквы «Т», имела замкнутые с обеих сторон срезы и боковое отверстие, куда дул исполнитель, устроенное по всем правилам флейтового производства. Трубка инструмента с расположенными на ней дырочками и клапанами, имея в верхней своей части довольно большой завиток, направлялась, подобно прямой флейте, вниз, что собственно и давало возможность пользоваться инструментом во время игры.

Спустя некоторое время, в Германии, появилась новая разновидность басовой флейты, в своих внешних очертаниях не имевшая уже ничего общего с альбизифоном.

Новая бас-флейта во время игры стремилась сохранить положение обыкновенной флейты, что и достигалось загнутой в виде «крюка» вершиной, с расположенным на ней боковым отверстием для вдувания воздуха. Таким образом, присутствие «крюка» позволяло не только удержать косое положение басовой флейты, но и освобождало её от неизбежного завитка, как следствия размеров инструмента.

Более совершенный образец басовой флейты был построен в Англии в 1930 году. Эта флейта вся целиком сделана из металла и так же, как и альбизифон, направлена вниз, но не под прямым углом, а наклонно, что проистекает от иначе устроенной «головки». В данном случае, исполнитель пользуется инструментом подобно обыкновенной флейте со свойственным ей небольшим наклоном вправо и вниз и вдувает воздух, как в поперечную флейту, то есть в обычно устроенное отверстие. Завиток соответственно укорачивает размер басовой флейты, а весь механизм, в точности сохраняющий «систему Бёма», делает эту флейту доступной любому флейтисту.

Объём басовой флейты или альбизифона простирается от си малой октавы до фа - фа-диез третьей по письму и звучит чистой октавой ниже написанного. Впрочем, верхний отрезок звукоряда в значительной мере представляется сомнительным по качеству, коль скоро басовая флейта в основном предназначена для продления вниз самой низкой октавы обыкновенной флейты. Как известно, особенной прелестью в звучании отличается именно низкая половина обычного звукоряда флейты и потому легко себе представить действительное обаяние этих звуков, расположенных в таких «глубинах» оркестрового объёма.

В техническом отношении басовая флейта вполне совершенный инструмент, но замечание, высказанное по поводу художественных достоинств альтовой флейты, в ещё большей степени приложимо и к басовой. Басовая флейта по существу своему предназначена петь, и стремительная подвижность ей так же мало свойственна, как и бас-кларнету или контрафаготу.

В оркестровой музыке басовая флейта до сих пор себя ещё никак не проявила. Потому ли, что композиторы о ней ничего не знают или потому, что она, вследствие своей дороговизны, оказалась «не по карману» даже самым видным и мощным оркестрам — сказать трудно. Но так или иначе, чуть ли не единственным случаем её использования в крохотном камерном ансамбле остаётся, по свидетельству Эгона Вэллеса (1885—), указание на её применение в Conversations Артура Блиса (1891—?). Этот сборник из пяти вещиц, написанный в 1919 году, предназначен для скрипки, альта, виолончели, флейты и гобоя с заменой последних басовой флейтой и рожком. Ничего другого более крупного или внушительного для басовой флейты написано до сих пор, очевидно, не было.


[на предыдущую страницу]